Ссылки для упрощенного доступа

"Там как в тюрьме и отношение к срочникам соответственное". Бунт в казарме под Новосибирском из-за отправки на фронт


12 ноября из воинской части №57849 (поселок Коченёво, 45 километров от Новосибирска) сбежали 10 военннослужащих. Перед этим они устроили погром. Родные военнослужащих сообщили редакции Сибирь.Реалии о том, что среди них есть в том числе срочники-дембеля (солдаты срочной службы, подлежащие увольнению), которым угрожают отправкой на фронт.

Чтобы не пропускать главные материалы Сибирь.Реалии, подпишитесь на наш YouTube, инстаграм и телеграм

Слова родственников опровергают заявление главы Коченевского района Новосибирской области Евгения Антипова, который сообщил, что все военные роты, где служат сбежавшие – контрактники, которые ранее уже покидали воинские части, теперь якобы согласились на отправку на фронт, чтобы избежать уголовного преследования.

"Вернулся на костылях"

На днях в телеграм-каналах разошлось видео, кадры которого запечатлели, как военные разбивают зеркала и доски почета в расположении военной части.

Погром и побег произошли, по словам родственников военнослужащих, после обеда 12 ноября. 10 человек уехали из части Коченёво на такси. На следующий день все уже были задержаны.

29-летний Анатолий Петровичев (справа) на войне
29-летний Анатолий Петровичев (справа) на войне

По данным Сибирь.Реалии, одним из покинувших воинскую часть был 29-летний Анатолий Петровичев из поселка Ордынское Новосибирской области. Знакомый Петровичева подтвердил, что ранее тот находился в зоне боевых действий в Украине. Собеседник предоставил фотографии Петровичева из полевого лагеря, как утверждается, вблизи фронта. У себя на странице Петровичев также опубликовал фотографии в военной форме с шевроном Z на головном уборе.

– Давно его не видел, но знаю, что был на "СВО", – рассказал знакомый Петровичева. – Вообще, у Толи были проблемы с наркотиками, он, как говорят сейчас, "солевой" (человек, пристрастившийся к употреблению наркосодержащих солей. – СР).

29-летний Анатолий Петровичев из поселка Ордынское Новосибирской области
29-летний Анатолий Петровичев из поселка Ордынское Новосибирской области

По словам другого знакомого Петровичева, тот находился в зоне боевых действий с лета 2023 года. Однако о том, что Петровичев ранее самовольно покидал часть, собеседник редакции не слышал.

– Он нормальный парень раньше был, – рассказал знакомый Петровичева. – В армии служил в Хабаровском крае, в хоккей любил играть. Думаю, у него не было умысла сбегать из Коченёво. Просто ребята выпили слегка, вот и понеслась.

Видео погрома, попавшее в инет, снял 24-летний уроженец Красноярского края Александр Богачев, также сбежавший из части.

На записи видно, как неизвестный военный с повязкой военной полиции требует от людей в военной форме "соблюдать субординацию" и слушаться его. В ответ ему перечисляют список претензий. Военный с повязкой им кричит, что их в любом случае отправят "на СВО" и сделают это очень скоро. После перепалки военные начинают бить окна и двери в казарме.

Родственник Александра Богачева рассказал редакции, что тот вернулся домой после тяжелого ранения, рассчитывая получить категорию "Д".

– Он на костылях буквально вернулся. Ну, зачем им хромой нужен? Он думал, дадут "Д" и отпустят с богом. Но из абаканской части его отправили в Новосибирск. А там мало того что не долечили, как обещали, так еще и заявили, что вновь закинут на фронт. Хромого!

По словам родных контрактника, побег из части был вызван ссорой с дневальным, который угрожал отправкой на фронт. Из-за угроз солдаты устроили погром в казарме.

– Сначала они на словах отношения выясняли, а потом он [дневальный] заявил им, что обратной дороги для них нет [домой], поедут на "СВО" в любом случае – они начали бить окна и двери. После этого 10 человек сбежали, – говорит родственник Богачева. – Ну, как сбежали – сели в такси до магазина, они так постоянно делали. Только раньше на это все закрывали глаза, а тут объявили чуть ли не план "Перехват".

На следующий день после побега Mash Siberia сообщил, что всех участников побега задержали и доставили в Следственный комитет.

16 ноября, по словам родственников одного из солдат роты, всех вернули в часть, но "посадили на испытательный срок".

– Что это значит? Ну, отобрали телефоны у всех подряд, в том числе у тех, кто не сбегал. А про то, что это сплошь контрактники, врут. Там много ребят молодых, только к дембелю подошли, а им сказали: "За вас подпишут контракты и останетесь служить". Сказали, якобы тут и останетесь, но не дураки же, понимают, что закинут в Украину. Они возмутились, типа, как вы за нас будете подписывать?! Тогда те [командование части] стали угрожать, что служить будут не в тылу, а закинут на фронт. Раскрыли карты, можно сказать. И так было ясно, что отправят воевать по факту. А воевать сейчас никто не хочет, – рассказала редакции мать одного из солдат-срочников части 57849.

По ее словам, всех солдат, включая роты, из которых никто не сбегал, "закрыли в казарме и запретили просто все".

– Когда увидели видео солдата, который снял погром и матери отправил, телефоны отобрали у всех (раньше выдавали раз в неделю родным позвонить). И врут нагло, что якобы срочников никто не прессует и на войну не гонит, а мой сказал, там именно дембелям, то есть срочникам, сказали про подписанные за них контракты и отправку на войну. Я сыну верю и на видео видно, что там пацаны по 20 лет. А то, что в бунте участвовали те, кто повидал уже эту войну, вернулся и обратно не хочет, – это ж не все участники погрома, – говорит мать срочника Людмила (имя изменено для безопасности собеседницы).

На вопрос о том, почему родные отправили своего сына в армию, несмотря на сообщения о гибели срочников, Людмила отвечает, что "не очень интересовалась политикой".

Константин Гречин из красноярского поселка Абан
Константин Гречин из красноярского поселка Абан

– Мы с мужем хотим просто спокойно жить. Помните, сколько раз нам обещали, что уже вот-вот [война закончится]? Мы верили, когда срочников обещали не трогать. Мы верили, что он отсидится в армии, а там и кончится это все. Потом я надеялась, что после Курска [прорыва границы в Курской области] прекратится это всё, а оно, видите, как? – повторяет Людмила. – Это все очень страшно, но каждый раз мы думали "лишь бы не было хуже". А оно все хуже и хуже. Честно, мы и раньше [до бунта и побега] приезжали к сыну, а там просто как в тюрьме и отношение к срочникам соответственное.

Ранее другой сбежавший из части Коченёво – 35-летний Виктор Сергеев из Хакасии – сообщал изданию Astra, что "командование части плохо к ним относилось". Сергеев был фигурантом уголовных дел о поджоге машины, кражах, а также о применении насилия в отношении представителя власти.

– Просто командование части плохо к нам относилось. Все документы соответствующие, видео и голосовые сообщения отправлены в определённые структуры. Уже всё, идёт разбирательство.

Анатолий Серкин
Анатолий Серкин

Согласно ориентировке, среди сбежавших также был житель Каратузского района Красноярского края Анатолий Серкин. В 2020 году он получил 2,5 года колонии особого режима за кражу ноутбука стоимостью 30 тысяч рублей. Ранее Серкин был неоднократно судим за аналогичные преступления и по статье о захвате заложника.

Его родственница сообщила, что Серкин, по его словам, не участвовал в побеге, но его незаконно "приписали" к нарушителям. Эту информацию, по ее словам, подтвердили в полиции и принесли извинения за то, что "в кипише по ошибке" объявили Серкина в розыск вместо "почти однофамильца Серина". Серкин, по словам родственницы, провел на войне около двух месяцев.

– Ему, кстати, в полиции предлагали написать бумагу, якобы он сбегал, но потом сам в часть пришёл. Видимо, чтобы оправдать их ошибку с розыском. Толя не стал. Он все время находился в казарме и на проверках везде был, все его видели. Бардак какой-то творится, – говорит родственница Серкина.

Сам военный сейчас находится в части в Коченево, но рассказал родственнице, что около 65 солдат из части уже отправили на войну. В том числе раненых, которых еще не долечили.

– Не знает, отправили ли тех, кто сбегал из части. Но на сегодня не все из бунтовавших вернулись в Коченево, так что, может быть, кого-то из них и увезли уже, – сообщила родственница Серкина Сибирь.Реалии.

– Он у меня отрабатывал часы, присужденные ему за кражи, – рассказал предприниматель из Красноярска. – У меня лично к нему претензий не было, нормально отбывал. Знал, что его в Абакан отправили после ранения. Про бунт – сомневаюсь, что он реально в нем участвовал.

Другой знакомый Серкина Виталий уверяет, что инициатором бунта тот точно не мог быть, потому что "с**кло".

– Но разве что подстрекать мог. Патриот он так себе. Пошел туда [на войну], как и большинство, за деньгами, – говорит Виталий.

Дальний родственник 19-летнего Константина Гречина из поселка Абан Красноярского края, который также участвовал в побеге, подтвердил, что Константин уже сбегал из части, еще год назад.

– В прошлом году Костя сбежал из части, когда стали угрожать отправкой [на войну] и переводили из части в часть. Он тогда сел на другой поезд до дома, и в Красноярском крае его поймали. Чтобы освободиться от этой х**ни [не попасть под уголовное преследование за самоволку], он отмечался в Красноярске и в Абане, отслужил в стройбате год! Он оттарабанил свое, освободился, на законных основаниях вернулся домой. Почему его опять засунули в часть, не понимаю. Все нормально же было, у него ребенок родился уже, – сообщил родственник Гречина.

По данным СМИ и телеграм-каналов, среди сбежавших военных:

29-летний житель поселка Ордынское Новосибирской области Анатолий Петровичев;

24-летний житель Красноярского края Александр Богачев;

35-летний Виктор Сергеев из Хакасии;

44-летний Анатолий Серкин из Красноярского края;

Алексей Смирнов из села Малиновка Томской области;

Андрей Павлов из поселка Пея Красноярского края;

19-летний Константин Гречин из поселка Абан Красноярского края.

Побег военных из части Коченево – один из крупнейших после начала войны против Украины. В декабре 2022 года восемь мобилизованных из Калининградской области бежали из части в "ЛНР" – побег они объяснили тем, что их собирались отправить на фронт, несмотря на отказ воевать. В 2023 году их приговорили к срокам от шести до семи лет колонии.

В сентябре 2022 года Владимир Путин подписал закон о поправках в Уголовный кодекс, которые увеличили тюремные сроки за оставление места службы в условиях боевых действий и мобилизации до десяти лет лишения свободы. Первое уголовное дело было возбуждено в декабре 2022 года в Мурманске.

Российские суды постоянно выносят приговоры военнослужащим, самовольно покинувшим воинскую часть. Чаще всего – это реальные сроки в колонии (до 10 лет), иногда – условные. С начала полномасштабной войны против Украины более 10 тысяч российских военных предстали перед судом за самовольный отказ от службы. Солдат чаще всего судят за самоволку, потому что по этой статье им можно присудить условный срок и вернуть на фронт или в часть, даже против их желания.

Мы не разглашаем имя автора этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России.

XS
SM
MD
LG