Ссылки для упрощенного доступа

"Зачем им солдат без ног?" Отказавшихся воевать угрожают отправить на "передок" после обращения их жен к Путину


Приморский край, мобилизованные, архивное фото, 2022 год
Приморский край, мобилизованные, архивное фото, 2022 год

Сейчас в воинских частях 24776 и 16871 в Приморье находятся около сотни солдат из числа отказавшихся воевать или ушедших в самоволку. Им всем угрожают насильной отправкой на войну в Украину, выяснили Сибирь.Реалии.

Чтобы не пропускать главные материалы Сибирь.Реалии, подпишитесь на наш YouTube, инстаграм и телеграм.

На днях матери и жены солдат-отказников добились встречи с замполитом части 24776 в Уссурийске, где им объявили, что, несмотря на ранения и тяжелые болезни, их мужчин отправят в зону боевых действий. Женщины записали видеобращение к Шойгу и Путину – с тех пор давление на солдат и их родственников только усилилось.

"Месяц сидят под полицией, раненые, без лечения"

– В минувшую пятницу (26 апреля) мы наконец добились встречи хоть с кем-то из военных. Приехали туда (воинская часть в Уссурийске), нас встретил замполит и ничего не сообщил по факту. Мы пытались добиться ответа – почему отказавшихся воевать держат взаперти в казарме. Ноль ответов, – говорит мать одного из мобилизованных (имя редакция не называет для безопасности собеседницы).

По ее словам, сын написал рапорт об отказе воевать еще несколько месяцев назад, но его обманом заставили вернуться.

– Он был ранен, очень сильно, его даже не госпитализировали, он ходить не может, а они заставляют его ехать обратно и еще угрожают "бросить на передок", – говорит собеседница Сибирь.Реалии. – Зачем им солдат без ног? У другого солдата ноги и руки почти не двигаются из-за ранения, еще у одного проблемы с сердцем, у третьего онкология. Но они как будто показательно это делают, чтобы другие не смели отказываться. Но сын сказал, что не вернется – говорит, лучше тюрьма.

Мать другого мобилизованного рассказала, что у ее сына "онкологический диагноз" и подтвержденная отсрочка, тем не менее его отказываются отпустить из части и угрожают также отправить на передовую.

– Ему нужно наблюдение врача постоянное, а с нами даже начальник медслужбы говорить отказался. Один замполит вышел, помычал и ушел. Мы добивались командира части хотя бы. В итоге нас вытолкали оттуда, сообщив, что "все здоровы" и поедут на войну, – возмущается мать мобилизованного Светлана (имя изменено для безопасности собеседницы).

По ее словам, назначить военно-врачебную комиссию ее сыну также отказались.

– Я не понимаю, там настолько дефицит солдат, что они онкологических забирают?! Ему нужны переливания крови, химиотерапия, а его в окопы забирают! Знаете, что сказали: химиотерапию мы ему "там" организуем. Видимо, прямо в землянке. В итоге нам заявили, что все, кто там находится, "здоровы"! – говорит Светлана.

По словам родственников отказников, в Уссурийской военной части им не оказывают никакой медицинской помощи, в том числе больным хроническими заболеваниями и раненым.

– Им с каждым днем хуже. А медики даже не подходят. Их даже в туалет только под конвоем водят. И угрожают, что станет только хуже, если мы [родственники] не замолчим, что если нет – отправят "на самый передок". Конечно, мы боимся, – говорит Светлана.

По ее данным, большая часть – отказники, удерживаемые насильно, они никуда не убегали. Но также под арестом находятся СОЧ – самовольно отставившие часть. Всем им угрожают.

– Есть те (среди подконвойных), кто ушел в самоволку и либо сам вернулся, либо их поймали на улице. Остальные – принципиально не идут на войну. Есть даже контрактник, который "передумал". Да разные у всех причины. В основном люди не хотят умирать непонятно за что. Мой убивать других не хочет, – говорит Светлана.

Сын Анны, еще одной собеседницы Сибирь.Реалии, уже более полугода сидит за отказ воевать. Она говорит, что следит за судьбой "новых отказников".

– Моему дали один из самых больших сроков за отказ. Конечно, он считает, что так лучше. Его прессуют там [в колонии], конечно, ужас сплошной. Но хоть живой выйдет – так говорит. Я тоже так считаю. Лучше сидеть, чем убивать там и каждую секунду бояться быть убитым, – говорит Анна. – Надо сказать, что сыну пришлось побороться даже за право на суд над собой и за то, чтобы быть посаженным. После первого рапорта об отказе в 2022 году его обманом закинули в Украину, вскоре там ранили. Уже из госпиталя он не стал возвращаться и добился суда. Это вообще непросто сделать, если ты у них в руках (в воинской части) находишься.

Родные отказников признаются, что в видеообращения Путину особенно не верят, просто используют любые шансы, которые есть.

"Посадили на военный борт"

Опасения родных о том, что их мужчин могут в любую минуту отправить на войну, не лишены оснований. На прошлой неделе мобилизованного 48-летнего Евгения Лескова из другой воинской части того же Приморского края (в/ч 16871) посадили на военный борт, об этом его жена Виктория рассказала телеграм-каналу "Осторожно, новости". 8 апреля у Лескова, страдающего гипертонией 3-й степени, произошел гипертонический криз.

Евгений Лесков из села Михайловка вместе с женой Викторией воспитывает троих детей. С 2006 года у него была категория годности к военной службе "В" (ограниченно годен). В мае 2023-го, по словам Лесковой, на Евгения хотели завести уголовное дело за отказ ехать на войну, но Следственный комитет не увидел состава преступления и мобилизованный с гипертонией 3-й степени, язвой, кистами в обеих почках и грыжей пищевода продолжил служить на территории РФ.

Однако 15 апреля, как утверждает Виктория, Евгению на построении приказали вернуться в казарму – там его вместе с другими военнослужащими "закрыли на ключ". К нему приставили сотрудников военной полиции, а спустя два дня Евгения заковали в наручники, отвезли в аэропорт, насильно посадили на военный борт и отправили в Улан-Удэ. Он смог сообщить жене, что 19 апреля его и других военнослужащих, обвиняемых в самовольном оставлении части, транспортируют в Ростов-на-Дону, а затем – в Украину.

Виктория говорит, что ее муж всегда заявлял о том, что готов идти в тюрьму, лишь бы не отправляться на войну. "Когда ему перед бортом сказали: "Выбирай – либо уголовное дело, либо СВО", муж сказал: "Заводите уголовное дело". Они посовещались и решили: "на фиг надо". И затолкали его туда", – рассказала Виктория тг-каналу "Осторожно, новости". По ее словам, подобное обращение с мобилизованными связано с указаниями полковника Черненко.

Опрошенные редакцией Сибирь.Реалии родственники военнослужащих, запертых в военной части 24776, утверждают, что именно он, замкомандующего 5-й общевойсковой армией полковник Игорь Черненко, приказал отправить под конвой и отказников части в Уссурийске.

На прошлой неделе Евгений Лесков позвонил жене уже из Запорожья. После этого она полетела из Приморского края в Москву, чтобы там попробовать добиться возвращения мужа с Украины. По ее словам, его забрали даже без документов и вещей.

– Когда прилетела, он мне сообщил, что уже в Мариуполе. Потом буквально через 4 часа позвонил и сказал, что в Запорожье. На следующий день вышел на связь и сказал, что все, их бросили за ленту, – говорит Виктория. Муж отговорил ее ехать дальше, так как в семье трое несовершеннолетних детей.

22 апреля Виктория Лескова написала заявления в военную прокуратуру и Следственный комитет в Москве, но призналась, что уже не верит, что "как-то что-то поменяется – бьешься, как об стенку горох".

21 апреля в воинской части 16871 в поселке городского типа Сибирцево Приморского края мобилизованного отказника приковали наручниками к куску рельса в войсковой части и угрожали насильно отправить на войну. Видео предоставили родственники мобилизованных.

Ранее родственники мобилизованных в в/ч 16871, жаловались журналистам на то, что их близких, написавших отказы от участия в боевых действиях, заперли в казарме и собираются отправить на украинский фронт против их воли. Поименный список, которым располагает редакция ASTRA, содержит 43 фамилии, однако общее число удерживаемых в Сибирцево составляет 92 человека.

В начале апреля журналисты Би-би-си и "Медиазоны" подтвердили гибель более 50 тысяч российских военных с начала вторжения в Украину. Среди них есть солдаты, о судьбе которых родственники не могли узнать по два года. 12% погибших – мобилизованные. Еще 28% смертей исследователи не смогли отнести к той или иной группе военнослужащих или роду войск, но отметили, что некрологи чаще всего сопровождаются фотографиями в гражданской одежде. На этом основании авторы публикации сделали вывод, что до 70% потерь могут составлять люди, уехавшие на войну с "гражданки".

В конце марта стало известно, что российские власти планируют начать массовый набор в войска для усиления группировки, воюющей с Украиной, и возможного окружения Харькова. Об этом "Верстке" рассказали четыре источника, близкие к администрации президента и Минобороны. По их словам, в рамках возможной мобилизации могут призвать 300 тысяч человек.

Мы не разглашаем имя автора этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России.

XS
SM
MD
LG