Два российских срочника – из Красноярского края и Ханты-Мансийского округа – погибли на границе в Белгородской области. Оба должны были вернуться домой в октябре. По словам родственников солдата из Лесосибирска, у него уже были планы после возвращения – уехать из родного города. Оставаться в армии в качестве контрактника он не собирался.
Чтобы не пропускать главные материалы Сибирь.Реалии, подпишитесь на наш YouTube, инстаграм и телеграм
Текст: проект "Окно"
Родственники одного из погибших признаются, что боятся обвинять "страну и президента" в смерти сыновей.
"Из большой религиозной семьи"
Гибель солдата срочной службы Арсения Салтаева в Белгородской области подтвердила редакции "Окна" его семья. В июне ему исполнился 21 год.
В семье Салтаевых 9 детей, Арсений был старшим сыном.
– Он перед армией закончил местное училище. На электромонтера. Но работать по специальности не хотел. Мы хотели уехать из Лесосибирска вместе, когда он вернется из армии, – говорит его младший брат Иннокентий.
В одном из аккаунтов Арсения в соцсетях в качестве места жительства указан Нью-Йорк, в друзьях много жителей других стран, в том числе из Украины.
Те из них, кто хорошо знал Арсения, говорят, что он часто мечтал о том, чтобы "выбраться из Лесосибирска", но каких-то конкретных планов о переезде за рубеж не строил.
– Время сейчас такое, сами знаете, может и не получиться уехать. Семья у него сильно религиозная, учился в православной гимназии Лесосибирска. Парень скромный был, спокойный такой. В компьютер часто играл. Семья очень верующая, но сам не сказать чтобы сильно верующий был, – говорит его друг Михаил. – Сами поглядите на его аватарку.
На аватарке Арсения человек в балаклаве держит Библию, внизу подпись: "For the word of the LORD is right; and all his works are done in truth" ("Ибо мир Господень праведен, и все дела Его верны"; это 33-й псалом Книги Псалмов, начинающийся на английском языке в версии короля Иакова, Книга является частью третьего раздела еврейской Библии и книгой христианского Ветхого Завета).
– Он был очень добрый, умный. Довольно замкнутый, много за компом сидел. Строил планы на жизнь, но кем точно хочет стать – еще не знал, – вспоминает его младший брат.
Друг Михаил говорит, что сам уже переехал из Лесосибирска, поэтому желание Арсения уехать очень понимает.
– Небольшой город, довольно скучный, – описывает Михаил "краевой центр лесопиления и лесохимии" на 150 улиц (55 тысяч жителей на 2021 год). – Люди живут лесом, в основном. Деляны, лесопилки. Лесокомбинатов несколько, лесозаводов.
Одноклассница Арсения вспоминает его как довольно веселого и общительного.
– Арсений был очень веселым, дружелюбным. Он со всеми хорошо общался, никогда с ним никто не ссорился. Помню, помогал, когда были трудности, всегда откликался. Часто веселил всех, участвовал во многих школьных конкурсах. При этом учился прекрасно, был самым светлым человеком, которого я знала по школе, – говорит Настя Крец.
Срок службы Арсения подходил к концу в октябре. Его призвали в ноябре 2023-го. По словам друзей, сначала Салтаева направили в танковую часть под Чебаркулем в Челябинскую область.
– Служил первую половину срока там. В феврале им объявили о том, что перебросят на белгородскую границу. Конечно, мы понимали, что там опасно. Но их вроде как готовили. Примерно месяц с ними занимались бывшие солдаты, завербованные в ЧВК "Вагнер", – говорит Михаил родом из Лесосибирска. – Насколько хорошо готовили? Он сам ничего не знал о службе, оценить не мог. Я тоже.
Мама Арсения подтверждает, что в марте взвод передислоцировали к самой границе, в белгородский поселок Середа. Елена Салтаева говорит, что сын звонил очень редко, а когда связывался с ней – рядом всегда стояли старшие офицеры, поэтому свободно Арсений о своих делах никогда не рассказывал: "Все хорошо, жив-здоров".
Родители срочника признают, что боятся публично винить в гибели сына "плохую страну или президента", поэтому не могут откровенно говорить с журналистами.
Вячеслав Салтаев ранее говорил телеграм-каналу "Мобилизация" о том, что не хочет "подоплеки о том, что молодые солдаты не должны быть там".
"Это солдат, который отдал жизнь за свою страну, и никакой подоплеки здесь быть не может. Я не знаю, что вы хотите. Вы журналисты, можете поднять такую волну, что, вот, молодые солдаты не должны там быть, страна плохая, президент плохой. Не будет такой подоплеки?" – говорил Салтаев-старший.
Именно он первым узнал о гибели сына – на работу ему позвонили из военкомата, рассказали об обстреле блиндажа, в котором в момент обрушения были, кроме Арсения, еще двое срочников, контрактник и командир отделения.
Погибшие с Арсением срочники – братья-двойняшки, Константин и Дмитрий Решки из омского села Карповка. Ранее сестра Юлия рассказала редакции "Окна" о гибели братьев и их сослуживца Арсения. По ее словам, семья всегда отговаривала Костю и Диму от подписания контрактов, но они и сами не собирались воевать. Родные ошарашены их гибелью и ее обстоятельствами, но в возможность добиться справедливости не верят.
– Командир их тоже погиб, но еще один срочник, четвертый, вроде бы выжил. Как наши ребята из многодетной семьи, так и Арсений – тоже из многодетной, только наши – младшие. Дима рассказывал, что они подружились. Они в один взвод попали еще в Чебаркуле. Братья тоже дни считали до дембеля, как и он. Планов настроили, как будут учиться и работать. И вот как все вышло. Я не знаю, как можно доказать, что их смерть несправедлива. Куда обращаться? Накануне мы захоронили их, тела пришли в закрытом гробу. Мама решила, что не будет добиваться их вскрытия. Я не знаю, это ее решение. Но, мне кажется, надо бороться. Президент же лично обещал, что срочников это [война] не коснется. Ей командир клялся, что в случае опасности мальчишек сбережет и вывезет с границы. Как видим, никуда он их не вывез. Хотя прорыв границы уже был, третий день как.
Чуть позже в этом же месяце – 21 августа – на границе с Украиной погиб солдат-срочник Руслан Гайнуллин из Ханты-Мансийского автономного округа.
Его мать Лилия Гайнуллина подтвердила смерть единственного сына в "зоне СВО" и что он был призван прошлой осенью – 20 ноября 2023 года, но отказалась уточнить, где именно Руслан погиб – в Курской или Белгородской области. Известно только, что тело Руслана увезут в Татарстан и захоронят в Альметьевске, где живут его бабушка и дедушка.
Судя по комментариям под постом о гибели Руслана, Лилия винит в смерти сына не российские власти, отдавшие приказ о военном вторжении в Украину, а украинских солдат. Мать ставит лайки и пишет "спасибо" в ответ на фото снарядов с надписью "от друзей Руслана".
Его друзья и одноклассники подчеркивают, что он был очень миролюбивым и воевать не хотел.
– Он был очень миролюбивым, простым, дружелюбным. В плане характера был даже мягковатым, – вспоминает одноклассник Руслана Максим Жуков. – Военным точно не хотел быть, его эта тема вообще не привлекала. Какой военный? Он любил слушать треки Боба Марли. Привлекала разве что тема апокалипсиса – чернобыльская зона отчуждения (все игры и книги серии "Сталкер", где за основу взята авария на ЧАЭС). Вообще, он поваром же собирался быть – закончил перед армией колледж в Радужном на кондитера.
Однокурсник по кулинарному училищу Павел (имя изменено по просьбе собеседника) говорит, что связывать будущее с армией Руслан точно не собирался.
– В армии уже было тревожно, но он не опасался туда идти. Думал, что это же другое, не "СВО", а они [срочники] не профессиональные военные, – говорит Павел. – На медкомиссии распевал "Юность в сапогах", в общем, как всегда, веселился и веселил всех вокруг. Ему нравилось готовить, он работал перед армией бариста. Воевать точно не хотел и оставаться в армии – тоже нет. Я бы сказал, что он был категорически аполитичен, на эту тему [войны] вообще никогда не говорил.
Павел узнал о смерти друга, будучи в армии. Его призвали на срочную службу тоже осенью.
– Я же еще раньше ушел, и сразу в попал в Белгородский учебный центр, после учебки судьба снова привела меня в Белгородскую область, – говорит Павел и храбрится: – Сначала не поверил в новости о Руслане: "Нет, мы-то в тылу, не страшно". Но вот только сегодня восьмерых ребят проводили в ту сторону, на границу. Срочники. Согласие спросили, но, как я понял, только ради приличия. И так бы отправили.
При этом Павел признается, что войну поддерживает.
– Думаю, мы должны добиться признания ЛНР и ДНР мировым сообществом, поэтому я за победу. К сожалению, люди еще не научились решать конфликты мирно. Хотя да, даже после победы вряд ли все согласятся. Мне просто хочется, чтобы на Донбассе прекратили притеснять русских, прекратили лить кровь. Да, я понимаю, что сейчас потери намного больше [чем до военного вторжения в Украину]. Давайте, наверное, закроем этот вопрос, не люблю говорить о политике. Хотя это таких, как я, и губит, наверное. Держимся в стороне от политики и плывем по течению. В войне человек никогда не окажется победившим. Сейчас я окончательно это осознал.
Даже знакомые семьи, выражая соболезнования родным Руслана, каждый раз подчеркивают свое желание, чтобы "война уже закончилась".
– Царствие небесное мальчику, я знаю эту семью... родителей и бабушку с дедушкой. Я помню Русланчика ребенком. Я не знаю, какие слова можно подобрать для родных... – признается соседка Гайнуллиных Елена С. – Как же так? Срочник?! Это просто ужасно, мне кажется это никогда не закончится, неужели ни у одного правителя нет ни сердца, ни жалости? Это просто истребление русского народа!
Случаи гибели солдат срочной службы, которых, как обещал президент РФ Владимир Путин, "не будут задействовать на СВО", после вторжения ВСУ в Курскую область участились. В Курской области погибли минимум три срочника – 19-летний Даниил Рубцов, 22-летний Никита Добрынин и 22-летний Артем Добродумский. По подсчетам ВВС, с начала войны против Украины погибли не меньше 159 срочников армии РФ.
Также в августе в Курской области погиб Захар Соснин. Об этом редакции сообщили редакции Сибирь.Реалии его родственники из Забайкалья. Соснину в марте исполнилось 19 лет. Его призвали на срочную службу в декабре 2023 года. Весной 2024-го Соснин при непонятных для его родных обстоятельствах подписал контракт. Его друзья сообщили, что Захара вынудили подписать контракт угрозами.